О причинах повышения цен на китайскую продукцию

china.gif
Эпоха дешевизны китайских товаров подходит к концу. Китай уже далеко не настолько дешевый, как это было несколько лет назад.
Политика контроля рождаемости дала неожиданный эффект: в Китае резко стало не хватать рабочей силы; дефицит, соответственно, ведет к росту зарплат. МРОТ ежегодно индексируется, причем темпами, опережающими инфляцию. По данным информационного агентства «Синьхуа», с января 2012 года уровень МРОТ был увеличен на 8,6%. Китайским компаниям, помимо необходимости повышения зарплаты пришлось столкнуться и с требованиями рабочих значительно увеличить социальные гарантии – отчисления в пенсионный фонд, оплата декретных отпусков, медицинские страховки и пр. По данным экономиста Standard Chartered Кельвина Лау, 60% опрошенных компаний были вынуждены пойти на эти требования, а значит, что только из-за этого расходы на заработную плату увеличились примерно на 40%.
При всех этих условиях все равно имеет место дефицит кадров; более 80% опрошенных руководителей компаний заявили, что найти работников становится все сложнее. Сократить зарплатные и социальные издержки можно только за счет повышения производительности труда, однако пока никаких серьезных улучшений в этой сфере не наблюдается. Изменения на китайском рынке труда привели к тому, что постепенно прекращается процесс переноса в Китай промышленных предприятий из Америки или Европы, а те, кто перевел свое производство в Поднебесную, задумываются о закрытии или возвращении домой. Американская консалтинговая компания Boston Consulting Group опубликовала в декабре 2014 г. исследование «Вновь «Сделано в Америке», в котором подтверждается тезис о том, что американские фирмы все чаще возобновляют свернутое в свое время производство промышленной продукции на территории США. По словам одного из авторов исследования, Хала Сиркина, производственные издержки абсолютного большинства товаров в Китае сейчас всего на 10% ниже, чем в США. Учитывая расходы на транспорт, длительные сроки доставки по морю, трудность контроля производства в КНР, эта разница в 10% становится абсолютно несущественной.
Рост производственных издержек повлиял не только на компании, которые имеют свои производства в КНР, но и на всех тех, кто ведет торговлю с Поднебесной. Увеличивая свои затраты китайские производители вынуждены постоянно повышать цены. Технически китайцы в большинстве случаев еще проигрывают европейским и американским компаниям, уровень качества продукции пока сильно отстает, но доля затрат на производство с каждым годом все увеличивается и увеличивается. Таким образом, наблюдается большой разрыв в уровне качества, и одновременно несущественная разница в себестоимости между китайскими, европейскими и американскими товарами.
Компании «Гидравия» очень часто задают вопрос, почему цены на некоторые фитинги компании CAST – производителя, который имеет производство только в Италии, значительно ниже, чем на китайскую продукцию. И, действительно, это так: разница на фитинги маленьких диаметров может достигать до 20% не в пользу Китая.
Причин несколько. Во-первых, это перманентный рост производственных издержек и, соответственно, цен на китайских предприятиях.
Во-вторых, организация производства на большинстве китайских фабрик и заводов далеко не так технологична и автоматизирована, как, например, в Европе. Доля ручного труда очень велика, можно сказать, что ручной труд – это основа китайского производства. С учетом роста МРОТ и социальных выплат в КНР, большой процент ручного труда дает большой процент затрат.
china-1.png
В-третьих, есть некая специфика работы с китайскими компаниями: в виду особенностей менталитета с представителями Поднебесной очень сложно установить длительные партнерские отношения на предмет эксклюзива, или особых ценовых привилегий в обмен на объем закупок. 
Помимо всех вышеперечисленных факторов, современные экономические условия и ослабление курса евро по отношению к доллару практически полностью нивелируют ценовое преимущество китайских товаров. С мая 2014 евро упал более чем на 25% по сравнению с долларом, и более того, тенденция ослабления евро и дальше имеет место быть. Высказываются прогнозы, что уровень евро к доллару может достичь уровня 1:1.
Сокращаются и объемы импорта РФ из Китая: если в 2013 г. по отношению к 2012 г. наблюдался прирост, то в 2014 г. объем импорта из Китая снизился на 0,5% к предыдущему году. Китайские товары все больше теряют свое главное преимущество: низкую цену. Если раньше потребители китайской продукции в большинстве случаев закрывали глаза на качество, риски и прочие издержки работы с китайскими производителями, имея заманчивую низкую стоимость, то сейчас они лишь широко открывают глаза, удивляясь, насколько возросли китайские товары в цене (в долларовом, и особенно в рублевом эквиваленте) при неизменно посредственном  уровне качества.
Современные тенденции могут стать большой проблемой для импортеров, ориентировавшихся только на дешевую китайскую продукцию. Но компания «Гидравия» всегда делает ставку на высококачественную продукцию от европейских производителей, высоко зарекомендовавших себя в своих сферах. Грамотно выстроенная работа с поставщиками, принцип взаимовыгодного сотрудничества – вот основные постулаты, которые помогают нам добиваться вместе с нашими партнерами высоких результатов. 
В современном мире роли перераспределяются с невероятной скоростью. Похоже, что в скором времени надпись «Made in China» изменит свою репутацию, и будет означать «Товар ценовой категории Premium».

Возврат к списку